Исторические сведения об Умбе и Терском районе

 

Из истории Белого моря

 

По площади акватории Белое море находится на предпоследнем месте в России, меньше только Азовское море.

За свою историю наше море сменило 15 названий. Славянские народы север обозначали белым, а юг - синим цветом. Согласно цветовой символике «Белое море» - это Северное море. В Соловецких грамотах (летописях) его называют «Морем - окияном». В «Книге Большому чертежу» от 1527 г. море именуют как Соловецкое. Иностранцы называли Белое море - Северским или Северным, Студёным, Спокойным, просто «Морем».

 

Топонимика

 

Первые сведения о коренных жителях нашего края исходят от норвежца Отера, который во второй половине IX века совершил плавание на Белое море. Он называл местное население «терфиннами». «Терь» или «Тре» - древнее название Кольского полуострова или Терского наволока; финнами же норвежцы называют саамов. Северная область Норвегии до сих пор носит название «Финмаркен», что в переводе означает «область саамов». Следовательно, «терфинны» - это терские саамы, или, как говорили русские, - «терская лопь».

 

Русские называли норвежцев - «норманнами» («северными людьми»). Сами норвежцы произносили слово «норманн» несколько иначе - «нурманне»,затем «мурмане». От «мурман» произошло и название северного побережья Кольского полуострова. Терским берегом стали называть не весь полуостров, а только беломорскую его часть.

«Умба» в переводе с саамского «закрытая». Протяженность реки - 123 км, берёт своё начало в озере Умбозеро, впадает в Белое море.

 

Из истории Терского берега

 

Впервые русские люди проникли на нашу землю ещё в X-XI веках. Первое упоминание содержится в летописи от 1216 года. Среди знатных новгородцев, погибших под Суздалем, упомянут Семьюн Петроловиц - «терский данник», т.е. сборщик дани с Терской земли.

В XIII веке Кольский полуостров под название «Тре» уже официально входит в состав Новгородской феодальной республики.

Самым ранним известным нам поселением на Терском берегу являлся Корельский погост на река Варзуге, упомянутый в 1419 году.

В 1466 году появляются первые постоянные селения - Умба и Варзуга. Жителей Белого моря стали называть «поморами». Коляне, к примеру, никогда поморами не считались. С коренным населением - саамами (лопарями) и карелами - поморы жили мирно.

Уже к концу XVI века Терский берег попал под влияние монастырей: Соловецкого, Николо-Корельского, Антониево-Сийского (оба сейчас на территории Арх. обл.), Кирилло-Белозерского (Вологод. обл.) и Троице-Сергиевой Лавры. Здесь на Терском берегу поморы не знали крепостного права, но дань монастырям платили исправно.

 

Исторические промыслы поморов

 

Вся история Терского берега неразрывно связана с развитием множества промыслов и ремёсел, основанных на использовании природных ресурсов.

Земледелие не играло сколько-нибудь существенной роли. Выращивали репу, остальные

продукты завозились со стороны или добывались в море или в лесах. «Море - наше поле», «Даст Бог рыбы, даст и хлеба», - говорили поморы. Основными промыслами долгие года оставались: сёмужий, тресковый, сельдяной и морские (торосовый, белуший, нерпичий, тюлений, медвежий и др. И если вся рыба шла на стол поморов, то сёмга была продуктом бартерным. Промыслы эти в несколько изменённом виде и в меньших объёмах сохранились и в наши дни.

Существовали промыслы которыми поморы занимались время от времени. Результат этих промыслов зависел иногда не от затрат труда, а от удачи.

Исстари русские люди промышляли на реках Терского берега жемчуг, который высоко ценился на Руси. Известно, что во время венчания Ивана Грозного на царство он предстал в одежде «осыпанной 5 пудами северного жемчуга».

Рыбный промысел не мог существовать без солеварения. Только возле Умбы-деревни стояло 8 варниц. Соль вывариваемая из морской воды называлась «бузун».

 

О фольклорных фестивалях

 

Фестивали проводятся с 1979 года. Первый фестиваль проведён в г. Кола. Все последующие фестивали гостей принимала, раз в 3 года, Умба.

 

Что посмотреть на Терском берегу

 

Церковь Успения Пресвятой Богородицы в с. Варзуга построенная в 1674 году.

Часовню Преподобного безымянного инока Терского (Кашкаранского) и святой источник на 108 км дороги Умба-Варзуга.

Тихвинскую церковь с. Кашкаранцы. В янв.1888 г. заступничеством Тихвинской иконы село было спасено от полного уничтожения.

Святой родник Владимирской иконы («Собачий») в с. Варзуга.

Умбский лабиринт (по-поморски «вавилон») на мысе Анин Крест в 13 км от с. Умба.

Канозерские петроглифы (наскальные рисунки),

Музей под открытым небом - тоня «Тетрина»,

Кузоменские «поющие» пески,

Мыс «Корабль»-месторождение аметистов.

Глендониты («беломорские рогульки») в с. Оленица,

Серебряные копи (шахты) близ Порьей губы,

Памятники природы- водопады на реках Чапома,Чаваньга, Пулоньга.

 

Что посмотреть в Умбе

 

Этнографический музей культуры и быта Терских поморов.

Центр поморских ремёсел в ДК,

Ежегодную Поморскую гребную регату.

 

Что почитать о Терском береге

 

Терский район. /Серия «Памятники природы и достопримечательности Мурманской области. - С-Пб,2004.

Терские поморы. Традиционное экологическое знание. - С-Пб,2007.

Ушаков И.Ф. Кольская земля. - Мурманск,1972.

Ушаков И.Ф. Избранные произведения в 3-х т.- Мурманск, 1997.

Яковенко Терский берег. - Мурманск,1974.

Или обратиться в любую библиотеку.