Новый порядок расчета платы за отопение

  • PDF

В связи с плановым повышением с 01 июля 2013 года тарифов на товары и (услуги) субъектов естественных монополий и ожидаемым ростом коммунальных платежей граждан Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области (далее – Министерство) реализует комплекс мер, направленных на информирование граждан об изменениях коммунальных платежей и мерах, предпринимаемых для ограничения роста совокупного платежа в пределах, обозначенных Президентом Российской Федерации.

Министерством подготовлены тексты информационных статей с целью информирования населения о новом порядке расчета платы за отопление.

Расчеты за отопление по общедомовым приборам учета

До конца 2012 года в Мурманской области в соответствии с постановлениями Правительства РФ № 306 и № 307 от 23 мая 2006 года действовало два способа расчета оплаты за отопление. Постановление № 306 предусматривает, что норматив потребления теплоснабжения для дома без теплосчетчика рассчитывается на 12 месяцев в году. В этом случае в соответствии с утвержденной формулой ежемесячный норматив потребления рассчитывался исходя из среднемесячного потребления за год, а не за отопительный сезон. В 307-м постановлении, кроме того, давались пояснения о расчете оплаты за отопление для домов, которые оборудованы общедомовыми приборами учета тепловой энергии. В этом случае среднемесячные показания прибора за прошлый год умножались на тариф, и в конце года производилась корректировка платы за коммунальную услугу по отоплению с учетом фактического потребления тепловой энергии.

С 1 сентября 2012 года вступило в силу постановление Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 года. Этот документ привел к отмене положений, прописанных в постановлении № 307. Для домов, не оборудованных общедомовыми приборами учета потребления тепловой энергии, с 1 января 2013 года применяется порядок расчета за коммунальную услугу по отоплению согласно приложению № 3 приказа Министерства энергетики и ЖКХ Мурманской области от 11.03.2013 № 34 «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению». Расчет платы по отоплению в данном случае осуществляется равными долями в течение всего календарного года. Вместе с тем, с 1 января те дома, где установлены и введены в эксплуатацию общедомовые приборы учета, платят за коммунальную услугу по фактическим показаниям прибора, то есть только в отопительный период. В этом случае суммы коммунальных платежей с января по май существенно выросли.

Для того чтобы предотвратить рост платежей граждан за тепловую энергию в более энергоемкие месяцы года Правительством Мурманской области принято постановление от 01.07.2013 № 358-ПП «О порядке расчета платы за коммунальную услугу по отоплению», в соответствии с которым с 1 сентября 2013 года будет совершен переход для домов, где установлены общедомовые приборы учета, от фактического потребления тепловой энергии к усредненным показаниям из расчета 1/12, сложившимся за прошедший период.

Если общедомовой счетчик проработал в доме больше года на момент 01.09.20.13, то среднегодовой счет - это счет по показаниям за прошедший год. Показания приборов учета потребления тепла, снятые за предыдущий отчетный период, будут использоваться для определения среднемесячных показателей потребления тепловой энергии многоквартирного дома в текущем отчетном году. В этом случае по истечении отчетного года будет произведена корректировка платы за коммунальную услугу по отоплению.

Если общедомовой счетчик работает в доме меньше года на момент 01.09.2013, то расчет платы за коммунальную услугу по отоплению будет производиться по нормативам. В конце года, когда общедомовой прибор учета покажет реальное годовое потребление дома, собственникам также будет сделан перерасчет.

Стоимость коммунальных услуг

С 1 июля во всех регионах выросли тарифы на электроэнергию, газ, тепло и воду В среднем на 12%. Индексация произошла не в январе, а с середины года, и эта отсрочка позволяет в целом по календарному году выйти на прирост совокупных коммунальных платежей граждан на уровне около 6 - 7,5%.

В тех муниципальных образованиях, где в структуре совокупного платежа преобладает плата за электроснабжение и газ, прирост коммунального платежа с 1 -июля может составить до 15% (то есть 7,5 % в среднем по году). Также более высокий рост платы граждан за коммунальные услуги возможен в военных городках, инфраструктура которых передана в собственность субъектов Российской Федерации иди муниципальную собственность и в тех населенных пунктах, где тарифы на коммунальные услуги по состоянию на декабрь 2012 года были значительно, более чем в 2 раза, ниже среднего уровня, сложившегося в соответствующем регионе.

Сложившаяся в коммунальной сфере система тарифного регулирования предусматривает, что на федеральном уровне устанавливаются предельные индексы роста тарифов, непосредственные же величины, то есть конечные тарифы на тепло свет, воду, газ, определяют своими нормативными актами региональные органы власти. С учетом федеральных пределов они утверждают тарифы для каждой предприятия, поставляющего коммунальные услуги, и учитывают особенности поставки ресурсов в конкретный населенный пункт.

Плата за коммунальные услуги зависит от многих факторов: этажности и года постройки дома, степени благоустройства жилья, доли общего имущества, принадлежащей жильцам в многоквартирном доме, наличия общедомовых и индивидуальных приборов учета, потому что если их нет, плата начисляется по нормативу потребления, который также устанавливается региональными органами власти.

Размер платы за коммунальные услуги зависит также от поставщика коммунальных услуг, реализуемой им производственной и инвестиционной программы, складывающейся себестоимости услуг.

Тарифы на коммунальные услуги устанавливаются для каждой ресурсоснабжающей организации, исходя из ее затрат на производство соответствующего коммунального ресурса, будь то вода, тепло, электричество, газ. Очевидно, что такие затраты отличаются у различных организаций и связаны с протяженностью сетей, энергоемкостью установленного оборудования, способом производства, стоимостью и видом используемого топлива, количеством потребителей (т.е. объемом реализации услуги) - отсюда и различие в величине тарифов и платежей. Коммунальные услуги, как жизненно важные, должны быть доступны для всех. Поэтому наряду с государственным регулированием тарифов и контролем за величиной затрат коммунальных предприятий, реализуются меры социальной адресной поддержки малообеспеченных семей. Если коммунальные расходы в совокупном доходе семьи или одиноко проживающего человека, превышают 22%, можно обратиться в органы социальной защиты для оформления адресной субсидии и получать от государства помощь в оплате ЖКУ.

По решению Президента страны рост тарифов инфраструктурных монополий, начиная с 2014 года, будет ограничен уровнем инфляции, сложившейся по итогам предшествующего года. И такой порядок будет зафиксирован на 5 лет. Правительством будет разработан такой механизм расчетов, чтобы конечная цена для потребителей также была на приемлемом уровне и соответствовала задаваемым параметрам. При принятии тарифных решений впредь в обязательном порядке будет учитываться мнение потребителей. В целях повышения прозрачности процесса государственного регулирования при Федеральной службе по тарифам, при инфраструктурных монополиях и региональных энергетических комиссиях будут созданы советы потребителей.

Исполнение поручения Президента РФ о недопущении

роста платы граждан за жилищно-коммунальные услуги

В связи с изменением федеральной методики установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и во исполнение поручения Президента Российской Федерации о недопущении роста платы граждан за жилищно-коммунальные услуги свыше 6 % правительством Мурманской области была проделана большая работа.

С 1 июня 2013 года вступили в силу новые нормативы потребления коммунальных услуг, а с 1 июля вступили в силу новые тарифы, подкорректированные в сторону уменьшения, чтобы выполнить поручение президента о недопущении роста платы за жилищно-коммунальные услуги.

Для расчета нормативов потребления коммунальных услуг была создана рабочая группа, включающая представителей регионального Министерства энергетики и ЖКХ, ГБУ «Агентство энергетической эффективности Мурманской области», муниципальных образований и ресурсоснабжающих организаций. Для проверки расчетов нормативов на соответствие действующем)' законодательству создана независимая, экспертная группа, в которую вошли депутаты областной .Думы, эксперты в области жилищно-коммунального хозяйства и представители общественных организаций жилищно-коммунального комплекса. Итоги работы экспертной группы были обсуждены на заседании «Круглого стола» в областной Думе 24 мая текущего года. Подготовленные нормативы потребления коммунальных услуг были одобрены участниками заседания.

По итогу видео-селектора, который состоялся 4 июня под председательством заместителя губернатора Мурманской области С.В.Губича, главы муниципальных образований Мурманской области доложили, что рост платы за жилищно-коммунальные услуги в среднегодовом показателе не превышает 6% относительно платы за декабрь 2012 года.

По данным мониторинга совокупной платы за жилищно-коммунальные услуги выявлены отклонения в кварплатах в пгт Никель. Рост платы за коммунальные услуги в муниципальном образовании связан с большим количеством проживающих в квартирах, а также с изменением тарифа с 1 июля 2013 года по водоотведению - на 54% и на 80% по холодному водоснабжению. Для уменьшения платы жителям необходимо принять меры для установки индивидуальных приборов учета.

Вместе с тем необходимо понимать, что в отличие от тарифов на коммунальные услуги и нормативов потребления коммунальных услуг жилищные услуги не подлежат госрегулированию, поэтому размер платы за содержание и ремонт жилья должен определяться на ежегодном собрании собственников жилых и нежилых помещений многоквартирных домов.

При этом сам размер платы за коммунальные услуги ни органами государственной власти субъектов РФ, ни органами местного самоуправления не утверждается, кроме случаев, когда по решению органа местного самоуправления размер платы для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма может быть установлен ниже, чем для собственников остальных помещений в этом доме.

В соответствии с Жилищным кодексом РФ (часть 3 статьи 30, статья 39) собственники обязаны нести бремя расходов на жилье и вносить плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирных домах. При этом доля обязательных расходов на содержание общего имущества определяется долей каждого собственника в праве общей собственности на общее имущество в каждом отдельном многоквартирном доме.

Размер платы за содержание и ремонт определяется расчетным путем в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг гражданами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №307. исходя из:

- показаний приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, устанавливаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, определенном Постановлением Правительства РФ №306;

- тарифов, устанавливаемых уполномоченными органами регулирования субъектов РФ, в порядке, определенном законодательством РФ.

С целью социальной защиты горожан сохраняется компенсация расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг (субсидии) гражданам, у которых коммунальный платеж превышает установленный максимальный уровень. По вопросам предоставления субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг гражданам с низким уровнем доходов необходимо обращаться в органы социальной защиты населения по месту жительства.